На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Свет в конце тоннеля. Освещение новых станций московского метро

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: #2(3)
Рубрика: Практика
Автор: Наталья Алексеева



Как и чем подсвечивают новые станции московского метро


Фото предоставлены «Метрогопротрансом»


После долгого перерыва московский «Метрополитен» представил жителям и гостям столицы сразу несколько премьер - три новые станции. Они открылись в конце 2007 года и отличаются от построенных в предшествующие годы новыми решениями в организации освещения, поражая открытыми необычайно светлыми пространствами.

Нормы и реальность

Так было не всегда. И в роскошных дворцах первых советских пятилеток, и в типовых станциях эпохи «оттепели» преследует ощущение, если не полумрака, то уж недостатка света точно. Дело в том, что нормы освещенности подземных сооружений впервые были прописаны в СНИПе «Метрополитена» еще в 1950-х и с тех пор не менялись. Они очень простые: на краю платформы освещенность не может быть меньше 150 люкс и столько же должно быть на ступенях эскалатора. Эта цифра невелика - читать при такой освещенности трудно, но она гарантирует безопасность пассажиров и, поэтому долгое время была тем необходимым минимумом, которого свято придерживались при строительстве подземных станций.

Понимание роли освещения в формировании архитектурной среды, в обеспечении комфорта и безопасности людей, послужило причиной изменений и в подходе к освещению станций столичной подземки. Одной из задач стала реконструкция систем освещения некоторых станций, построенных до 1950 года, где уровень освещенности составляет иногда всего 80 люкс. Специалисты «Метрополитена» активно занялись проблемой, но вместо того, что менять лампы и световое оборудование на более современные и эффективные, устанавливают на станциях дополнительные конструкции. Таким подходом недовольны архитекторы – новые элементы нарушают облик сооружений московской подземки. Одним из ярких примеров спорной реконструкции освещения может служить «Крылатское». Станция необычна своим ассиметричным сводом, который и определил в свое время световое решение - светильники установлены вдоль потолка только с одной стороны. Спустя два года эксплуатации они потеряли яркость практически в два раза из-за того, что защитное оргстекло плафонов пожелтело и запылилось, и увеличить освещенность станции стало необходимо. Выход был найден: на платформе установили новые светильники, однако, их дизайн не соответствует облику станции.

Как и чем освещают

На московском «Метрополитене» используют три основных типа освещения станций: общее, скрытая (закарнизная) подсветка и направленный (акцентный) свет. Общее освещение обеспечивают люстры или декоративные торшеры, скрытую подсветку осуществляют люминесцентными лампами и направленный свет служит для того, чтобы подчеркнуть элементы архитектурного декора станций. На многих станциях, построенных по типовому проекту, используются люминесцентные светильники ЛПО. Для того чтобы спрятать не отличающиеся выдающимся дизайном приборы, для них спроектированы специальные карнизы или ниши, так называемые светоформы. Все три типа освещения одновременно применяют довольно редко, примером может служить новая станция «Сретенский бульвар».

Подсветка эскалаторов осуществляется традиционными торшерами на балюстрадах – они дают нужную цифру освещенности. Некоторое время назад по заказу «Метрополитена» проводились работы по поиску нового типа освещения эскалаторного наклона. Были рассмотрены более десяти вариантов, в том числе подвесные светильники и закарнизные, но ни один не смог превзойти «столбики» по удобству эксплуатации. И все же на новых станциях современные светильники сменили стандартные торшеры. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, освещенность ступеней не достигала нормативной, и необходимо было ее увеличить. Во-вторых, усложнилась эксплуатация торшеров - плафоны бьют или оклеивают рекламными объявлениями, от которых потом их непросто очистить. Новый светильник получился необычайно удачным. Его свет не ослепляет пассажиров - источника не видно ни снизу, ни сверху, световая отдача обеспечивает освещенность в 200 люкс. Стойка на новых эскалаторных светильниках сделана максимально тонкой, а сам световой элемент поднят на недосягаемую для пассажиров высоту.

В качестве источников света с самого начала в метро использовались обычные лампы накаливания. В 1980-х их начали заменять люминесцентными. В ряде старых люстр лампы накаливания еще остались, но метрополитен будет заменять более экономичными и удобными в эксплуатации. Ведь любая перегоревшая лампа это работа в ночные часы, специальное разрешение и прочие трудности.

Новые решения

Как и чем подсвечивать станции придумывают архитекторы «Метрогипротранса», проектирующие московское метро с 1933 года. В новых односводных станциях, например, на «Славянском бульваре» и на строящейся Люблинской ветке освещение будет размещаться на путевых стенах. Для обслуживания светильников за стенами на всю длину платформы проложены эксплуатационные коридоры, которые также предназначены для прокладки кабелей, пожаротушения и отвода дыма. Это позволит сделать свод выше стандартного. Сейчас высота станции не может превышать 5,5 метров. Эту цифру определяют ремонтные вышки, размеры которых не менялись последние тридцать лет. Благодаря новой системе освещения с параллельным тоннелем высота свода на некоторых новых станциях достигнет восьми метров. Сейчас существует только одна высокая станция - «Павелецкая-радиальная», где освещение размещено на путевых стенах.

Дизайн светильников для станций также разрабатывают архитекторы «Метрогипротранса» - до некоторого времени они все проектировали сами, от огромных сложных люстр до незатейливых шаров. В последнее время светом стали заниматься профессиональные компании. Сейчас главным партнером в оснащении станций световыми приборами является немецкая фирма bps Leuchten-Systeme. Специалисты компании разрабатывают и изготавливают светильник сами или размещают заказ на другой фабрике, выступая в качестве посредника. За основу часто берется серийная модель из каталога, дорабатывается в соответствии с замыслом архитекторов и потом доводится до стадии рабочей документации. Одним из примеров могут служить светильники-стойки в боковых вестибюлях станции «Строгино». Разработчики взяли у серийного светильника основной элемент— круглую тарелку-отражатель, а опору нарисовали сами. Образующиеся от светильника активные тени на потолке – единственный недостаток, который обусловлен их изначальной функцией – освещение улиц.

Немецкие партнеры разработали также новый тип светильников для подсветки края платформы. Световая лента из точечных светодиодных светильников на полу обозначает безопасное расстояние для пассажиров и оповещает о приходе поезда. В отсутствие поезда она горит постоянно, но перед его прибытием «линия» начинает постепенно, фрагментами в 9,5 метров гаснуть. Свечение полностью исчезает после остановки поезда, защитная световая функция исчезает, и пассажиры входят в вагон. Система пока правильно работает только на станции «Международная», тем не менее, ее установка планируется не только на строящихся, но и на реконструируемых станциях, например, на «Электрозаводской».

Строительство московского метро, оживившееся в последние годы, предполагает открытие еще нескольких новых станций. Надеемся, их световые решения послужат темой еще одного разговора – тем более, что многообещающее начало уже положено.

Редакция благодарит «Метрогипротранс» за помощь в подготовке материалов.

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"