|
Номер журнала: #4-5
Рубрика:
Проект
Автор:
Екатерина Галюк
Новый терминал мадридского аэропорта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитектора и светодизайнеров, результатом которого стала сбалансированная и энергоэффективная система освещения
Проект: аэропорт Барахас, Терминал 4, Мадрид, Испания Архитектура: Rogers Stirk Harbour + Partners, Estudio Lamela Светодизайн: Speirs and Major Associates, Arup Lighting Оборудование: система светозащитных экранов; система вторичных отражателей Siteco Mirrotec, аплайты Siteco R2, даунлайты Siteco Lunis R, прожекторы Siteco A2 Maxi floodlights, Siteco A1 Mini floodlights
Здание нового терминала мадридского аэропорта Барахас длиной 1,2 километра и площадью 1,1 миллиона квадратных метров называют крупнейшим в Европе. Считается, что через несколько лет новый терминал, рассчитанный на прием 35 миллионов пассажиров ежегодно, сделает Барахас вторым по величине европейским аэропортом и главным транспортным узлом, связывающим Европу с Латинской Америкой. Новый терминал аэропорта Барахас примечателен еще и тем, что идеально воплотил в жизнь симбиоз архитектуры и светового дизайна.
От замысла до воплощения
Главным элементом, определяющим архитектурный облик нового терминала, стала волнообразная крыша, высоко взметнувшаяся над самой постройкой. Изнутри она обшита тонкими бамбуковыми рейками, и ее поддерживают похожие на деревья металлические опоры, окрашенные во все цвета радуги. Широкие вылеты крыши и дополнительные стальные элементы хорошо защищают стены от перегрева в жаркие летние месяцы, и это несмотря на то, что благодаря специальным вертикальным «туннелям», проходящим через три надземных пассажирских уровня терминала, солнечный свет через округлые отверстия в перекрытиях проникает в самую глубь здания.
Идея архитектора Ричарда Роджерса состояла в том, чтобы наполнить все внутреннее пространство терминала светом. В этом ему помогли светодизайнеры компании Arup Lighting, которые создали систему для оптимального использования естественного света, и компании Speirs and Major Association, воплотившие эту идею в искусственном освещении. По замыслу Ричарда Роджерса, свет должен был проникать через большие круглые отверстия, «световые люки», в волнообразной крыше, но оказалось, что при этом возникает резкий контраст, главным образом из-за того, что яркое испанское солнце создает летом слишком высокий уровень освещеннности. Задачей светодизайнеров было оценить распределение дневного света в зданииа аэропорта и понять, не окажутся ли «световые люки» слишком яркими по сравнению с поверхностью облицованного бамбуковыми рейками потолка и не повлияет ли это на восприятии всего пространства в целом и необычного потолка в частности. Моделирование показало, что возникает резкий перепад освещенности, который создает зрительный дискомфорт и в эстетическом плане выглядит не очень выигрышно. Для решения этой проблемы дизайнеры частично ограничили поток света, проходящий через люки. Для этого они разработали специальные светозащитные экраны, которыми и закрыли проемы световых люков. Экраны выглядят как большие обручи, обтянутые белой полупрозрачной тканью, а ткань представляет собой особый синтетический материал, который фильтрует и рассеивает солнечный свет. Благодаря этому резкий контраст удалось смягчить и добиться более равномерного и комфортного распределения света. Эти же светозащитные экраны используются и в системе искусственного освещения. Они «работают» отражателями для мощных металлогалогенных светильников, подвешенных под ними. Светодизайнеры компании Speirs and Major Associates вместе с Ричардом Роджерсом разработали особую систему подвески осветительных приборов. С ее помощью удалось разместить светильники непосредственно под «световыми люками», и возникает ощущение, что аплайты буквально парят в воздухе, высвечивая белые светозащитные экраны. Они также освещают и «бамбуковый» потолок вокруг «люков», тем самым смягчая световой контраст. Кроме того, под светозащитными экранами дополнительно поместили специальные зеркала, отражаясь от которых свет металлогалогенных аплайтов равномерно заливает пространство внизу. Таким образом, в этом световом решении удалось решить сразу две задачи – осуществить архитектурную художественную подсветку, которая продолжает концепцию «естветственного света», и создать комфортное, спокойное освещение, необходимое в вечернее время.
Вы прочли анонс статьи. Полностью вы найдете ее в печатной версии журнала.
|