Сергей Киселев, архитектор и руководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выставке «АРХ Москва» его бюро было отмечено дипломом в номинации «Архитектор года», и по традиции на нынешней выставке представлена его персональная экспозиция. Особо интересующиеся работами этой мастерской смогли увидеть некоторые постройки своими глазами – три экскурсии, организованные проектом «Свобода доступа», провел сам Сергей Киселев. Жилой дом во 2-м Тружениковом переулке, территория «Красной розы», бизнес-центр «Эрмитаж-Плаза» и жилой дом «Авангард» - только некоторые, самые заметные из многих проектов московского архитектора, востребованность которого во многом определяется его принципами двух «у» - уместности и умелости. Именно поэтому постройки мастерской Киселева вовсе не похожи на многочисленных, будто случайно попавших на улицы Москвы «пришельцев», они - исконные «жители» столицы.
Вы много строите в Москве, и ваши постройки в отличие от многих других удивительно органично интегрированы в окружающий контекст. Какие принципы вы исповедуете, проектируя здания?
Эти принципы очень простые, мы их называем два «у» - уместность и умелость. Уместность означает, что дом, который появляется в каком-то месте, должен быть из этого места. При этом есть дома самодостаточные, которые «умеют» организовать вокруг себя пространство, подчиняя других. И есть дома, которые входят в город, не толкаясь локтями, а вступая в диалог с соседями. Это такой средовой подход, который и можно назвать уместностью. Мы применяем его при проектировании наших объектов. И второе – умелость, или профессионализм, к которому мы стремились с самого начала. Нужно все делать хорошо, и тогда твою работу будут покупать – это простой капиталистический закон, который мы всегда выполняем. Вот эти два «у» и есть наши главные принципы, да еще лозунг – «Репутация самый ценный капитал».
Когда вам как архитектору пришлось впервые работать с освещением?
На так называемых малых объектах. Мы начинали с того, что делали много интерьеров, где свет – нечто предметное. Тогда, в конце 1980-х, этих самых предметов на рынке попросту не было. Мы покупали лампы-«прищепки» по 18 рублей и как-то их приспосабливали. А вот немного позже, когда работали с немецким заказчиком над интерьерами «Бурда-моден», нам уже было позволено кое-что тратить. Никогда не забуду поездку в Германию для подбора оборудования, в том числе светового, и визит на завод Erco - его производство, лаборатории и ассортимент нас потрясли.
То, что существует отдельная специализация – световой консультант или световой дизайнер, мы тоже обнаружили в поездке за границу. В Соединенных Штатах мы встретились с нашим товарищем Александром Радунским, эмигрантом «олимпийской» волны, который стал там светодизайнером. Для нас тогда все это было новым и необычным, зато теперь и мы интегрируемся в мировой процесс – есть у нас и светодизайнеры, и журнал появился.
А мой самый первый опыт относится к студенческим годам. На третьем курсе нужно было получить автоматом оценку за экзамен по курсу архитектурной светотехники. И тогда вместе с Павлом Андреевым и еще двумя однокурсниками мы выклеили в пятидесятом масштабе на подрамнике 1,5 х 1,5 метра огромный макет кинотеатра, моей курсовой работы, и подсветили его. Это был параллелепипед с верхней частью в виде пространственной структуры – как бы крыша, накрывающая крышу, - со всевозможными лестницами и техническими щелями, опирающийся на многоуровневую парковку. Мы собрали несколько цепей ламп и освещали все это цветным светом, с помощью реостатов моделируя различные режимы: повседневный, праздничный. Автомат за экзамен мы, конечно, получили, а макет потом лет десять служил образцом на кафедре строительной физики. Это и было первое мое светотехническое упражнение.
Вы прочли анонс статьи. Полностью вы найдете ее в печатной версии журнала.