Главный офис знаменитого лондонского аукционного дома Christie’s, занимающий часть исторического здания XVIII века, после переоборудования превратился в современное пространство. Такое ощущение удалось создать во многом средствами светового дизайна.
Проект: офис аукционного дома Christie’s на Кинг-стрит в Лондоне, 2008
Дизайн: Land design Studio LTD
Световой дизайн: David Atkinson Lighting Design (DALD)
Световое оборудование: AC Lighting Special Projects Anolis, Anytronics, Commercial Lighting Systems, Foscarni, Forma Lighting, iGuzzini, Light Projects, Norlight IT, Mode Lighting, Oldham Lighting, Selux Lighting
Фото предоставлены DALD
Любое упоминание об аукционном доме Christie’s неизбежно будет изобиловать превосходными степенями. Один из старейших аукционов Великобритании, один из авторитетнейших в глобальном масштабе, наконец – просто крупнейший в мире представитель этого бизнеса. Тем большим контрастом воспринимаются простота, функциональность и минимум выразительных средств, избранные Christie’s в качестве определяющих черт интерьера в процессе переоборудования главного, исторического офиса компании на Кинг-стрит в Лондоне. Впрочем, вполне вероятно, что к такому подходу подталкивала сама архитектура георгианского здания с ее симметричностью, рациональностью и строгостью.
История компромисса
Вопрос переобустройства дома на Кинг-стрит – штаб-квартиры Christie’s начиная c 1823 года - стоял на повестке дня в течение последних нескольких лет. Тому было несколько причин. Во-первых, помещение на Кинг-стрит своим «законсервировавшимся» на много десятилетий обликом (последнее крупное обновление внутреннего пространства проводилось в середине прошлого века) выбивалось из ряда оборудованных по последнему слову дизайна и технологий офисов Christie’s в других странах – на авеню Матиньон в Париже или в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке. Во-вторых, открывшийся в 1975 году второй лондонский офис Christie’s в Южном Кенсингтоне, где проводятся аукционы с более демократическим составом лотов, получив в результате реконструкции 2006 года новый стильный современный интерьер, ощутимо опередил старшего брата по удобству и выразительности.
Выполненный студией Land Design проект реконструкции «Большой Комнаты» (Big Room - еще одно название помещения на Кинг-стрит) можно назвать компромиссным. Сохранены характерные черты интерьера, подчеркивающие статус и историческую ценность помещения: детали старинной деревянной отделки, центральная лестница и галереи над ней. Тогда как главный вестибюль, помещения для экспертной оценки и хранения коллекций, зоны приема клиентов и все новые галереи, выходящие на Дюк-стрит, обрели совершенно новую атмосферу. Получилось в точном соответствии с требованиями руководства Christie’s, которое пожелало, чтобы «у посетителей этой части здания складывалось ощущение, что они присутствуют в абсолютно современном интерьере». Такое ощущение действительно удалось создать, и во многом средствами светового дизайна. Для работы над световым оформлением студия Land Design пригласила агентство DALD Дэвида Аткинсона, и результат лишний раз подтвердил плодотворность этого творческого союза (еще об одном совместном проекте компаний - выставке The Golden Age of Couture в музее Виктории и Альберта в Лондоне - мы рассказывали в номере 2(3) журнала за 2008 год).
Фокус с колоннами
На Кинг-стрит приходят покупать и продавать произведения искусства и вещи, обладающие большой исторической ценностью. В получивших новый облик помещениях «Большой Комнаты» посетителей ничто не отвлекает от главной цели их визита. Вся логика внутреннего убранства работает на то, чтобы в фокусе внимания были коллекции - как в виде реальных предметов, так и виде образов, проецируемых на видеопанели, размещенные на стенах. Коллекции и еще центральная лестница - все остальные детали интерьера отходят на задний план, свет превращает их в идеальный нейтральный фон.
Особенно впечатляет фокус с колоннами главного вестибюля, которые Аткинсон заставил буквально раствориться в воздухе. Специально сконструированные для этого помещения 20-ваттные металлогалогенные даунлайты установлены в углублениях потолка по окружности каждой из колонн. Светильники ориентированы таким образом, чтобы рассеянный свет выхватывал верхнюю часть каждой колонны и заливал пол у ее подножия. Благодаря этому приему вся средняя часть белых колонн как будто исчезает, сливаясь с такими же интенсивно-белыми стенами, а само помещение наполняется воздухом и словно распахивается навстречу гостям, ненавязчиво подводя их к центральной лестнице.
Вокруг лестницы характер освещения изменяется. Здесь комбинация холодного и теплого заливающего света катодных ламп смягчает сложные объемы многоуровневого потолка и в то же время прекрасно освещает ступени, указывая гостям путь наверх, на второй этаж. Для этого лампы пришлось спрятать за выступом, идущим по всему периметру потолка. Невидимые источники света позволяют варьировать световые температуры в зависимости от времени суток (прохладные утром, теплые после полудня). Еще больший простор для «управления настроением» дают потолочные панели Barrisol с интегрированной системой управления cветом, смонтированные непосредственно над лестничными маршами. С их помощью освещение этого участка можно изменять в диапазоне от интимного и приглушенного до яркого, парадного и весьма динамичного, обеспечивая световое сопровождение для различных событий.
Вы прочли анонс статьи. Полностью вы найдете ее в печатной версии журнала.