Исторические эпохи, интерьерные стили и их иллюстрации
На сегодняшнем рынке дизайна интерьера нашлось место практически всем когда-либо придуманным декоративным стилям и даже тем, которые никогда не существовали. Рядом с безупречными антикварными образцами - фантазийные коктейли современных архитекторов, умело сочетающих элементы различных эпох. Чтобы быстро и емко обозначить разницу в этих стилях, часто используются термины «модерн» и «классика». Ими особенно активно манипулируют мебельные производители и консультанты в магазинах, а еще риелторы, продающие обставленные квартиры. В «модерне» могут оказаться вещи, созданные в разных веках и условно соответствующие представлению о современном интерьере: шезлонг Ле Корбюзье, скульптура Алессандро Мендини, диван Филиппа Старка и ваза Марселя Вандерса, хотя каждый из этих объектов относится к отдельному направлению в дизайне. С «классикой» дела обстоят еще запутанней. Одним термином обозначат все так называемые дворцовые стили, и стол в стиле ар деко, и лампу Тиффани, и бюро в стиле «чиппендейл». В общем, все, что было создано до эпохи промышленного производства, а если по времени и совпадает с ним, то свято хранит традиции кустарного производства или делает вид, что хранит.
Разобраться в многообразии стилей непросто, но можно. При этом тонкую классификацию проводить необязательно. Наш мини-гид – шпаргалка по наиболее популярным стилям. Она поможет ориентироваться в типичных для разных эпох деталях и органично их сочетать. В конце концов, в моде эклектика. А безупречно выверенный интерьер – скорей всего декорация приключенческого романа Дюма.
Барокко, рококо
Именно по отношению к этим стилям, возникшим в XVII и XVIII веках, любят употреблять термин «классика». Это понятно и закономерно: барокко и последовавшее за ним рококо на долгие десятилетия задали каноны прекрасного. Европейские монархи, расширявшие свои империи за счет колоний, сособствовали распространению их по всему земному шару. Так что и в Мексике, и в Аргентине, и в Австралии можно встретить пусть и переиначенные, с сильным национальным акцентом, но все же барокко и рококо. Перепутать эти два стиля с другими сложно. Обилие позолоты и завитков, сильно изогнутые ножки столов и кресел, цветные элементы в отделке мебели светлого тона. Сиденья кресел и диванов очень глубокие - в них должны были помещаться кринолины на китовом усе. Кринолины давно вышли из моды, а глубина кресел осталась. При этом подлокотники чисто символические: все равно через кринолин дотянуться до них не представлялось возможным. Это было время, когда ценность мебели определялась занимаемым ею местом. Массивное – значит, красивое. Длинные столы, огромные балдахины, гардеробы с изрядной глубиной, куда поместится не один любовник, и широкие консоли, где удобно держать двухметровые китайские вазы. Изгибы светильников повторяли избыточную пластику мебели. Пользовались популярностью массивные люстры на несколько дюжин свечей (теперь свечи заменяют лампами накаливания), которые располагали на потолке, уподобляя солнцу. Солнце вообще было одной из главных метафор того времени, с солнцем сравнивали короля. Люстры-«солнца» в комнатах поменьше заменялись «луной» и «месяцем», то есть настенными подсвечниками и факелами. Наглядный пример – интерьеры Ватикана и Версаля.
Ампир
Визуальный ориентир для следующего стиля - экранизация «Наполеона и Жозефины». Его легко узнать по широким бело-голубым полоскам на стенах, шелковым шторам, тонким ножкам козеток, греческой «волне» в отделке мебели и обилию светлого золота. Ампир, захвативший конец XVIII – начало XIX века, сохраняет имперские стилевые замашки (собственно, с французского он так и переводится как «империя»), но делает это с большим изяществом, нежели барокко и рококо. Мода того времени оставляла человеческое тело свободным, женщины носили длинные туники, и тонкими подлокотниками кресел можно было пользоваться с большей свободой, чем веком раньше, – на них изящно облокачиваются. На консолях теперь размещают не китайские вазы, а египетские «штучки»: поход Наполеона в Африку совершенно изменил вкусы европейцев. Полы в огромных залах с высокими потолками устилают мрамором, который в подражание римлянам опять вошел в моду. Круглые люстры с мраморными вставками остаются объемными, но без лишнего декора и подвесных элементов. Роскошь уже никогда больше не вернется в великолепии, свойственном барокко.
Вы прочли анонс статьи. Полностью вы найдете ее в печатной версии журнала.