На главную
ГЛАВНАЯ ЖУРНАЛ СОБЫТИЯ ПРОЕКТЫ АССОЦИАЦИИ КАТАЛОГ КОМПАНИЙ ENGLISH
В номере   Публикация номера

Публикация номера

Сергей Киселев, архитектор и ру- ководитель бюро «Сергей Киселев и Партнеры». В прошлом году на выс- тавке «АРХ Москва» его бюро было

...

  Практика

Практика

Это первая из шести статей, посвященных техническим аспек- там светодизайна. Серия задумана с целью обобщить технический

...

  Проект номера

Проект номера

Новый терминал мадридского аэро- порта Барахас – идеальный пример тесного взаимодействия архитек- тора и светодизайнеров

...

Материализация света. Освещение музея Nelson Atkinson в Канза-сити

Архив номеров
График выхода
Распространение и подписка
Рекламодателям
Контакты


Номер журнала: #1(2)
Рубрика: Проект
Автор: Елена Черная




Главным «строительным материалом» в проекте нового здания музея в американском городе Канзас-Сити стал свет

Фото Andy Ryan

Объект: Bloch Building, июнь 2007
Архитекторы: Стивен Холл и Steven Holl Architects
Проект освещения: Ричард Ренфро, Ребекка Малкин, Майкл Пис, Роб Гульельметти, Джеймс Бэйтс и Стивен Хойсc, Renfro Design Group

В традиционной архитектуре функции света чаще всего сводятся к тому, чтобы расставлять акценты, выделять, подчеркивать и оттенять конструктивные и декоративные особенности зданий и интерьеров. Отношение к свету как к структурной основе всего проекта по–прежнему редкость. Именно такое понимание света и его возможностей подвигло архитектора Стивена Холла (Steven Hall) на создание концепции нового здания музея Нельсона-Аткинса в американском городе Канзас-Сити, где свет превратился в один из главных «строительных материалов».

Искусство света или архитектура?

При вечернем освещении Bloch Building (именно так, по имени спонсора музея Генри Блока, называют новое музейное крыло) предстает в виде каскада мерцающих холодным флуоресцентным светом объемов. Пять призм неправильной формы из полупрозрачного стекла вырастают из темной зелени холма и напоминают гигантские китайские фонарики. Стеклянные объемы – «линзы», как их называет Стивен Холл, – объединены общим грандиозным многоуровневым подземным пространством, где размещаются основные выставочные площади. Архитектура повторяет рельеф местности: уровень пола в галереях последовательно снижается, устремляясь к подножию холма. «Линзы» выполняют функцию световых колодцев и стыковочных пунктов в анфиладах галерей.
Снаружи, из парка скульптур, в здание можно попасть через восемь отдельных входов. Но ни один из них не содержит намека на то ощущение взаимодействия света и пространства, которое приходит к посетителю внутри. Здание оказывается волшебным "фонарем наоборот" – с проекциями, направленными вовнутрь.
Дневной свет поступает в галереи через «линзы» и через множество прорезей, так называемых Т-опор, расположенных в несущих стенах вровень с землей, и отражается от сводчатых поверхностей потолка. Изменчивая наружная световая среда становится едва ли не главным событием внутренней жизни здания, в которой произведения искусства ежеминутно предстают перед зрителями буквально «в новом свете». Стеклянные стены «линз» стирают границу между выставочными помещениями и окружающим пейзажем, вовлекая в разворачивающееся перед зрителями действие главное здание, импозантную неоклассическую постройку 1933 года, венчающую музейный холм.

Трудности перевода

Предложенная Steven Holl Architects концепция нового музейного крыла была выбрана из шести проектов-финалистов международного конкурса в 1999 году. Директор музея Марк Ф. Уилсон так объясняет этот выбор: «Ничего подобного мы еще не видели. Свет - повсюду, он становится частью композиционного решения. Ощущение от пространства постоянно меняется». В 2000 году к работе над проектом подключилась Renfro Design Group, в чью задачу входила разработка и реализация осветительных схем для Bloch Buiding.
Хотя Ричард Ренфро и настаивает на своей сугубо технической роли в проекте, подчеркивая, что «концепция освещения уже была задана архитектором», Renfro Group были выполнены поистине революционные разработки. В основе поисков и исследований группы Ренфро лежала идея интеграции естественного и искусственного освещения. Попытка применить эту идею во внутренних пространствах поставила Ренфро перед дилеммой: как «впустить» естественное освещение в галереи и дать посетителям почувствовать изменчивость и игру живого света, одновременно не превышая предельный уровень солнечной освещенности для музейных объектов. Решение этой задачи потребовало целой серии экспериментов. Отправной точкой в них стало создание динамического макета «линзы» в половину натуральной величины. Одна из ключевых конструктивных особенностей здания заключается в том, что стекла «линз» поддерживаются Т-опорами, которые служат не только несущим элементом, но также отражателем и фильтром естественного освещения. В ходе «полевых испытаний» макета стало ясно, что если в Т-опорах прорезать отверстия, то холодный северный свет, поступающий через «линзы», смешается с более теплым освещением южной части здания, и это придаст интерьеру дополнительную выразительность.
Еще одна предпринятая Renfro Group серия исследований касалась оценки свойств солнечного фактора стеклянного «сэндвича», из которого сделаны «линзы». Стеклопакет состоит из двух стекол, разделенных метровым пространством: текстурного внешнего стекла и ламинированного внутреннего, покрытого не пропускающей ультрафиолет белой поливинбутеральной (PVB) пленкой. Пропускающие свойства каждого из компонентов стеклопакета были тщательно проанализированы.
Макет, поставленный на колеса для удобства ориентирования относительно солнечных лучей, помог понять, как поведут себя «линзы» и отверстия в Т-опорах в зависимости от сезона и времени суток. Сразу же обнаружилось несколько проблем. Во-первых, выяснилось, что потенциально худшие в смысле недостатка освещения сценарии будут приходиться на весну и осень. Во-вторых, оказалось, что в ясные летние дни интенсивность освещения галерейных помещений может достигать уровня от 100 тыс. до 1 млн. люксов, тогда как предельная допустимая освещенность для большинства музейных произведений составляет 250 люксов, а для фотографий и некоторых объектов африканской коллекции музея она установлена на уровне не выше 70 люксов.
Требовалось решение, которое позволило бы управлять избытком освещения, а также дополнять естественный свет акцентирующей подсветкой для каждого из произведений искусства, и при этом не мешать той функциональной роли, которую дневной свет играет в организации пространства интерьеров. «Когда вы находитесь в галерее, вы замечаете даже тень от проходящего облака», - говорит о роли света Ричард Ренфро, – «а солнечные лучи проникают внутрь через «линзы» и формируют пространство, но при этом не затмевают собой искусство. Так лепится форма большинства галерейных помещений».

Воплощение

За экспериментами с макетом последовали долгие месяцы компьютерного моделирования и расчетов с использованием программ Lightscape и Radiance. В результате Renfro Group разработала сложную систему ширм и жалюзи и установила их внутри стеклоблоков «линз» и в каждом из многочисленных световых отверстий в Т-опорах. Этот комплекс затемнений регулирует поступление дневного света внутрь здания, изменяя его интенсивность в зависимости от погоды, времени года и времени суток. Управление осуществляет специальная компьютерная «теневая программа», в которой заложены сценарии изменения конфигурации и положения ширм.
«Теневую программу» дополняет система электрического освещения, достаточно гибкая, чтобы повторять наклонные, сводчатые и складчатые формы потолков, и достаточно подвижная, чтобы обеспечивать освещение меняющих места своего расположения музейных объектов. Разработчики отказались от непрерывной линии подсветки на потолке и вместо этого сконструировали ее в виде коротких секций – «стежков», с привязкой к функциональным потребностям каждого из выставочных помещений.
Еще одна составляющая искусственного освещения – излучающие люминесцентный свет потолочные ниши, устроенные над экспозиционными стенами и в общественных зонах. Они уравновешивают естественный свет, поступающий из прорезей в Т-опорах. Разнообразные сценарии включения подсветки в каждой из ниш позволяют персоналу музея настраивать ее интенсивность в зависимости от потребностей экспозиции.
В помещениях, где необходим местный свет, – например, в хранилищах, – установлены точечные направленные светильники. Для трехуровневого атриума дизайнеры создали потолочный канделябр с линзами из текстурного стекла и дополнили его скрытыми в складках потолка даунлайтами и точечной подсветкой. Встроенная система диммирования добавляет еще один способ контроля уровня освещенности каждого помещения и позволяет создавать атмосферу публичных или праздничных мероприятий и обычных рабочих будней.
За вечерний облик здания отвечают мощные люминесцентные светильники с лампами Т5, установленные на горизонтальных подиумах между стеклами и подсвечивающие внутренний слой стеклопакетов. Отраженный свет, проходящий через стеклянную стену, наполняет мягким свечением окружающий пейзаж и оживляет скульптуры, расположенные между линзами.
Мерцающие лунным светом фонари на музейной лужайке уже успели стать новой визитной карточкой Канзас-Сити.

© 2008 Журнал "PROСВЕТ"